понедельник, 29 декабря 2014 г.

ГРУЗИНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Даты поездки 31.08-07.09.2014

1-й день. Кутаиси
Гамарджоба! Приветствую вас в Грузии – стране многовековых традиций, вина и гостеприимства.
Многие меня спрашивают, почему Грузия? Может потому что хотела ощутить кавказское радушие, попробовать грузинскую кухню и наивкуснейшее вино, там, где его создают, а ещё потому, что я люблю горы.
Весь отдых прошел по маршруту: Кутаиси – Тбилиси – Гудаури – Казбеги — Мцхета–— Батуми.

Поездку планировали за несколько месяцев, купили авиабилеты на лоу-кост Wizzair до Кутаиси, забронировали хостел в Кутаиси и квартиры в Тбилиси и Батуми и в путь!
Наша компания из 4х человек впервые летела на Wizzairе, изучив все правила, мы первые стали в очередь на посадку, чтобы сесть на лучшие места (за места и приоритетную посадку нужно доплачивать отдельно, таких желающих из 150 чел оказалось всего 4.). Шатл-бас разделен на 2 секции – с приоритетной посадкой пассажиры выходят первыми и занимают свои места, и вторая секция для всех остальных пассажиров, которые толпятся у входа в автобус, не желая проходить вглубь. Лететь 2,5 часа. Прилетели в Кутаиси в 16.00 по местному времени (время в Грузии +1 час к киевскому) и стали в очередь для штампа в паспорт. Покинув аэропорт, предварительно взяв карты Кутаиси, Тбилиси и Батуми на информационной стойке, мы познакомились с таксистом Зазой Давыдовичем и отправились в наш "Кутаиси хостел" с интерьером в стиле "мой дом - Советский Союз". По дороге Заза отвез нас к Кутаисскому Парламенту, показал город и предложил на завтра экскурсию по окрестностям Кутаиси по 10$ с человека. Заехали в банк в центре города, чтоб поменять $ на лари и расплатиться с водителем, в аэропорту обменников нет. Заселившись в хостел, мы отправились гулять по городу - чистые, красивые улочки, мощенные брусчаткой, по-европейски оформленные заведения и непередаваемая атмосфера города, которому несколько тысяч лет.
Река Риони не судоходная, но очень красивая. С мостов открываются красивые панорамы города, которые хочется фотографировать.
Мальчик с двумя шляпами на мосту в Кутаиси
Мальчик с двумя шляпами, сидящий на перилах «Белого моста» через Риони — герой кинофильма «Необыкновенная выставка», снятого в 1968 году. После прогулки разыгрался аппетит и мы попробовали местную вкуснейшую кухню и так много всего заказали, что пришлось брать с собой на завтрак: разные виды хинкали, хачапури с сыром и мясом, и конечно же, вино!...Ещё вчера мы были стройными!
Больше всего нам понравилось: ачма – слоеный пирог с сыром и аджарули – открытый хачапури в форме лодки с сыром и яйцом.
Первое знакомство с Грузией и сам ужин подходили к концу, мы отправились в наш "Кутаиси хостел", чтобы отдохнуть и набраться сил на следующий день. В первый же день пребывания в Грузии мы зашли на вокзал, чтоб купить билеты в Батуми на 4 сентября, а их уже нет! Всего-то 3 вагона и остались только СВ, да и то в разных вагонах, будем думать как добраться, а грузинские друзья, надеюсь, нам помогут!

2-й день. Кутаиси - Тбилиси
С утра приехал Заза и мы поехали по местным окрестностям под грузинскую музыку, она нас сопровождала все дни пребывания в этой замечательной стране, а второй наш водитель и друг Леван даже в конце подарил диск! Теперь будем наслаждаться и в Киеве! Больше всего понравилась музыка Ниаз Диасамидзе.
Ниаз Диасамидзе, пожалуй, самый талантливый из грузинских культовых исполнителей. Работает в стиле reggae и folk-rock, в которых добился неповторимой индивидуальности. Он смог сделать грузинский фольклор модным среди молодежи. Родился 13 июня 1973 года в Тбилиси. Поэт, композитор, вокалист, играет оригинальным образом на пандури (грузинский 3-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни), клавишных и гитаре.
Первым пунктом нашего маршрута был Гелатский монастырь (გელათის მონასტერი), открыт ежедневно кроме понедельника с 10.00 до 17.00. Вход бесплатный. За свою историю Гелатский монастырь служил не только духовной обителью. Во времена грузинского Золотого века при нем располагалась Гелатская академия, крупнейший научно-просветительный центр средневековой Грузии, который современники называли «вторыми Афинами», был основан царем Давидом Строителем в 1106 году. Ныне монастырский комплекс занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться: из Кутаиси (13 км) маршрутки ходят ежедневно каждые два часа.
Далее мы посетили Монастырь Моцамета (расположен в живописном ущелье по одну сторону которого протекает река Цхал-Цитела (Красная вода), в монастыре находятся мощи святых Давида и Константина, которые были казнены за верность христианству), Мост Царицы Тамары и в самом Кутаиси Храм Баграта (сооружен в 1003г. царем объединенной Грузии Багратом III. Великолепие храма на протяжении столетий восхищает всех, кто его видит), также заехали на местный рынок, чтоб купить домашнего вина, но продегустировав, так ничего и не выбрали, какое-то кисловатое. Сладкое и даже полусладкое так и не нашли. Зато зашли в пекарню и нам продемонстрировали весь процесс хлебопечения, а также угостили с пылу, с жару хачапури с сыром и с фасолью.

В пекарне

Ближе к обеду Заза отвез нас на автовокзал и посадил в маршрутку до Тбилиси, одни бы мы точно не справились! Названия маршрута следования только на грузинском…Водитель маршрутки ещё тот джигит! Гоняет, подрезает, обгоняет – страшно! При подъезде в Тбилиси на мосту наблюдали аварию – машина была перевернута на крыше, другая всмятку, с жертвами. Отдельная тема – вождение в Грузии!
Итак, особенности вождения автомобиля в Грузии.
"Права купил, машына купил, эздить нэ купил"
В столице страны – городе с населением чуть меньше 1,2 млн человек – автомобили постоянно проезжают на красный свет, обгоняют по встречной, вклиниваются между машинами на светофорах и перестраиваются из ряда в ряд. Пешеходам, переходящим улицу, нередко приходится уворачиваться от автомобилей. Паркуются водители вообще как бог на душу положит.
Отчасти проблема заключается в отсутствии у многих автовладельцев достаточного опыта вождения. Стремление показать себя мачо и национальная склонность к риску являются дополнительными факторами, усиливающими общее пренебрежение правилами дорожного движения. Есть такая категория водителей, которой кажется, что кроме них на дороге нет никого. Они смело и глупо вылетают на встречную полосу, абсолютно не думая, успеют ли завершить обгон, они уверенно едут на красный свет, уповая, что другие успеют затормозить и не влететь им в бок, они успевают вас в окно обматерить в процессе обгона, если вы, по их мнению едете недостаточно быстро (при этом бешено вам сигналят, если вы едете положенные 90, а не 140, как они), они могут резко остановиться практически посредине скоростной трассы не утруждая себя съездом на обочину и поискать что-то в багажнике. Таких водителей все мы терпеть не можем. Теперь представьте, что таких - подавляющее большинство. И полиция не работает. Представили? Добро пожаловать на грузинские дороги!

Нас встретили наши грузинские друзья, отвезли в центр Старого города, на улицу Леселидзе, где мы сняли квартиру. По дороге восторгались городом – очень нравится Тбилиси! Перед поездкой я много читала о стране и когда приехала – казалось, что я дома, все тут знаю и устроила экскурсию своим друзьям, называла правильно достопримечательности, на что грузины удивлялись – откуда я все это знаю)). Вон рынок Сухой мост у речки Кура, а вот и Мост Мира к парку Рике и тут же канатная дорога к Крепости Нарикала.

Мост Мира

Мост Мира - пешеходный мост на реке Мтквари, который соединяет Тбилиси исторический и Тбилиси современный.  Мост Мира является одной из самых новых масштабных построек в столице Грузии за последние несколько лет. Этот мост построил Саакашвили в честь намерений по примирению с Россией. Мост очень красивый, сделан из стекла, такой воздушный.
Мост длиной в 156 метров был спроектирован итальянским архитектором Мишелем де Люччи совместно с французским инженером-осветителем Филиппом Мартино. Форма моста очень своеобразная и напоминает волнообразную фигуру. Особенно потрясающе выглядит эта конструкция в темное время суток. Ночью зажигается около 30 тысяч лампочек и активируются порядка 240 сенсоров, объединенных в интерактивную световую систему. Используя азбуку Морзе, на двух парапетах моста Мира каждый час появляется сообщение: один из элементов таблицы Менделеева, который есть в человеческом организме. Главная идея этого представления - все люди едины, независимо от национальности и вероисповедания.
Как добраться: мост Мира - это центр столицы и объединяет улицу Ираклия II и парк Рике. Так что любой житель охотно расскажет, как найти мост, если вы заблудились.

Вечером прогулялись по ночному городу, полюбовались поющими фонтанами в парке Рике (расположен под горой на правом берегу реки Куры), насладились классической музыкой, танцами воды. Шоу заканчивается в 22.00. Мост Мира ночью выглядит ещё более впечатляюще, а к крепости Нарикала поднимемся завтра на фуникулере. Издали виден дворец Президента с золотым куполом.
Наша квартира в Старом городе, откуда рукой подать до самых главных достопримечательностей, выходит в «итальянский дворик», с нами жил котенок, мы его прозвали Пятнышко и подкармливали сосисками, к концу нашего пребывания он стал полноправным членом команды, не хотелось уезжать в Батуми без него.

Пятнышко

3-й день. Тбилиси
Каждая остановка чревата фотографиями, причем не одной
Нужно обязательно посетить банный квартал. Сегодняшнюю прогулку по городу мы начали именно с Абанотубани. Старинные, лечебные серые бани, вода в которых не нагревается, а бьет прямо из-под земли с t 37 градусов С (немножко пованивает, но в целом прикольно). Квартал Абанотубани  - квартал в центре Тбилиси, банный квартал. Это самый старый квартал. В Абанотубани расположен целый комплекс исторических сооружений, в числе которых традиционные грузинские бани, стоящие на естественных серных источниках, которыми так богата Грузия. Банный квартал находится по правому берегу от Куры, вдоль улицы Гришашвили, напротив набережной, отделённой от квартала живописными домами с красными крышами. За банями находится красивый водопад, о существовании которого не все туристы знают.

Абанотубани
Далее наш путь к Крепости Нарикала, куда мы решили подняться на новой канатке, дабы не тратить силы, которые нам ещё сегодня очень пригодяться.

Крепость Нарикала (ნარიყალას) - сердце Тбилиси, расположена на горе Мтацминда и по сути является фрагментами фортификационных укреплений разных эпох.
Добраться можно либо по канатной дороге из парка Рике, либо пешком, но путь будет весьма сложным, однако, поднявшись на гору вы увидите весь город с высоты птичьего полёта! Ближайшая станция метро Авлабари.
Крепость Нарикала открыта постоянно, вход бесплатный.
Новая канатная дорога функционирует с 11 утра до 11 вечера. Стоимость проезда составляет 1 лари в одну сторону. На новой канатной дороге имеется семь гондол, каждая из которых рассчитана на 8 человек. Стеклянный пол кабин обеспечит вам захватывающую панораму на старый город, а сидения, выполненные из натуральной кожи, придадут поездке незабываемый комфорт. Самая верхняя точка канатной дороги расположена на высоте 90 метров. Едет очень быстро, 5 минут и вы наверху, даже не успели насладиться поездкой, как пришлось уже выходить! Вечером также рекомендую подняться сюда. Впечатляющий вид на старый город, когда горят огни и подсвечены памятники архитектуры, он как на ладони.
Открывшись в конце мая 2012 года, тбилисская канатная дорога быстро стала одной из основных туристических достопримечательностей города. Дорога соединяет площадь Европы и крепость Нарикала. Сквозь прозрачный пол кабинок во время движения можно в подробностях рассмотреть проплывающие внизу улочки и домишки Старого города. На этой же горе можно подойти к памятнику матери Грузии.
Рекомендую при подъеме или спуске сесть на первые 2 сидения прямо у панорамного окна. Открывается вид четко прямо на Собор Цминда Самеба, куда мы потом и отправились.
Собор Цминда Самеба

Цминда Самеба в Тбилиси - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.
Тбилиси просто наполнен традиционным грузинским колоритом. И чтобы понять и почувствовать его, нужно прогуляться по проспекту Шота Руставели, куда мы отправились на метро. Метро похоже на киевское, московское, но видели буквально две станции, больше хотелось гулять пешком. Очень неудобно, что станции написаны только на грузинском, но машинист объявляет и на английском. Чтобы проехать на метро нужно купить пластиковую карту на которую зачисляются деньги для поездки, проезд стоит 40 тетри. картой помимо метро можно расплачиваться в автобусе, маршрутке, канатке и т.д., очень удобно. У нас была одна карта на 4 человека, по мере надобности пополняли её.
По значимости для города улицу Шота Руставели можно сравнить с такими главными улицами как Невский в Петербурге и Елисейские поля в Париже, но у этого проспекта свое особое обаяние.  Центральная улица города, протяжённостью 1.5 км, названа в честь знаменитого поэта Грузии. Руставели - главная артерия города, по которой течет жизнь. Конечными пунктами его являются площадь Свободы и площадь Руставели с памятником поэту. Главная улица города просто утопает в зелени. На проспекте находится множество достопримечательностей: памятники, бюсты, статуи, фонтаны, музеи, театры, храмы, магазины, художественный салон - место выставок и вернисажей, главный кинотеатр города.  Противоположную, четную сторону проспекта, можно условно назвать «торговой». Здесь находятся множество магазинов, сувенирных лавок, кафе и ресторанов, поэтому она значительно многолюднее. Но и здесь есть строения, обращающие на себя внимание - Президиум Академии наук Грузии и Союз кинематографистов расположены в здании с колоннадой в итальянском стиле, Министерство Юстиции, бывший Дом офицеров. Нельзя упустить возможность и не заглянуть в фирменный магазин «Боржоми» и магазин настоящих грузинских вин. Особенная здешняя достопримечательность — невероятно популярный магазин вод "Лагидзе". Здесь можно выпить минеральную воду с разнообразнейшими сиропами из фруктов и трав. А так же недорого и вкусно перекусить местной выпечкой.
Прожив в Тбилиси два дня, мы настолько сроднились с этим городом, что когда у нас спрашивали: «как пройти/проехать к…» мы с удовольствием помогали. Даже уже стали немного понимать по-грузински, выучили пару фраз. Рекомендую пиво «Зедазенья» в «Аланьи» возле Тифлисских бань, с едой надо завязывать, уж очень все вкусно...

4 день. Лучше гор могут быть только горы…
 Леван заехал за нами утром и мы отправились в ГОРЫ…
В каждом из нас есть жажда свободы, жажда почувствовать, что мир крутится вокруг нас, что всё в наших руках... Глубоко дышать чистым, прозрачным воздухом и чувствовать себя сильным, спокойным и счастливым....
Где можно лучше осознать свою жизнь как не в дикой природе, в горах, наедине с собой, где вы и горы одни. Все ежедневные проблемы позади, растворились где-то в прошлом...
Смотришь на руины старых крепостей, затерянных в горах и представляешь себе как жили средневековые люди, боролись за свободу за жизнь, за любовь к родине, за тех, кого любили сильнее жизни...смотришь на людей, живущих здесь и удивляешься... будто жизнь для них не изменилась, остановилась, будто они перешли из прошлого... смотришь вокруг и осознаешь, что время и для тебя остановилось... Сердце наполняется счастьем и гордостью, вы покорили Кавказские горы, вы поймали минуту счастья, которая останется с вами навечно... не упусти её...
Первая остановка была возле Жинвальского водохранилища, расположенного в 40 километрах к северу от Тбилиси на реке Арагви.  Сегодня по пути нам часто встречались отары барашек с пастухами – столько их мы ещё никогда не видели!

Крепость Ананури
 В живописнейшем месте на берегу Жинвальского водохранилища стоит крепость, ставшая ареной многочисленных сражений. Ананури - главный опорный пункт грозных арагвских эриставов, охранявший путь к древней столице Душети, а столетия спустя - главную магистраль, соединяющую Грузию с Россией. Крепость Ананури находится в 60 километрах севернее Тбилиси, в 20 метрах от главной дороги.
Курсируют маршрутки и автобусы с автовокзала «Дидубе» в Тбилиси (направление Пасанаури).
Казбеги — высокогорная часть Грузии, расположенная со стороны Кавказского хребта. Вообще-то по-грузински она называется Мохеви, но все привыкли называть ее по имени главной горы и центрального поселка. Правда и он теперь носит имя Степанцминда. Через Казбеги проходит та самая Военно-Грузинская дорога, на которой в Дарьяльском ущелье стоит легендарный КПП Верхний Ларс. Казбек полон легенд и преданий. Именно к Казбеку был прикован богами Прометей, за то, что отважился дать людям огонь.
Грузия, Степанцминда
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
                               А.С.Пушкин
Цминда Самеба в Гергети находится в 11 км южнее российской границы (Верхний Ларс), над поселком Степанцминда, откуда подъем к храму занимает пару часов пешком, или 30 мин. на машине по грунтовой дороге, местами было очень страшно, когда проезжали над обрывом и встречная машина! Но наш Леван показал мастер-класс управления японской машины. В горах на высоте 2170 метров близ деревни Гергети и городка Степанцминда, на фоне ледников Казбека возвышается древний храм, ставший символом Грузии. Во время осады многие священные реликвии со всей страны привозили сюда на хранение.
Цминда Самеба в переводе с грузинского означает «Святая Троица», так называются все Троицкие храмы в Грузии (Цминда Самеба в Тбилиси). Но Гергетская церковь самая древняя из них.
Храм основан в XIV веке близ дороги через Дарьяльское ущелье (ныне Военно-Грузинская дорога), которая связывала Азию с Европой на протяжении столетий. Цминда Самеба в Гергети является единственной крестово-купольной церковью в регионе Хеви. Отдельностоящая колокольня датируется тем же периодом, что и церковь. Во время нашествия персов (XVIII в.) здесь прятали драгоценные реликвии Грузии, в том числе крест святой Нины.
В советские времена богослужения запретили, но храм оставался популярным туристическим центром. В 1988 году власти построили канатную дорогу, соединяющую две станции в Казбеги и Цминда Самеба. Местные жители восприняли это как осквернение святыни и разрушили канатную дорогу.
В настоящее время Гергетская Цминда Самеба возвращена Грузинской православной церкви. От Цминда Самебы все желающие могут продолжить восхождение на Казбек. Казбек — дряхлый потухший вулкан, к которому согласно древнегреческому эпосу  был прикован похититель олимпийского огня Прометей.
Высота Казбека — 5 033 м
После долгих медленных подъемов, мы добрались до самой верхней точки перевала. То, что предстало перед нашими глазами, просто так словами не описать, фотографии передают только малую долю впечатлений. Вот оно все великолепие гор, этих просторов, которых трудно охватить взглядом. Хотелось, стоят на смотровой площадке, просто закрыть глаза и парить как птица.
Смотровая площадка на Казбеги

Просторы Казбеги
Также проезжали горнолыжный курорт Гудаури. Гудаури — посёлок, а также небольшой центр туризма и горнолыжный курорт, расположенный на южных склонах Большого Кавказского хребта в муниципалитете Степанцминда Грузии, на Военно-Грузинской дороге, неподалеку от Крестового перевала.
По дороге посещение золотистого чуда природы - кислые воды.
И везде нас сопровождали алабаи – замечательно умные собаки! Только мы садились на фоне какого-то обалденного вида на горы, как они тут же подходили и садились рядом, причем смотрели четко в камеру!
В следующий наш приезд в Грузию Леван обещал показать дикую природу - Тушети, 60 км (5 часов) от Тбилиси.
Монастырь Гергетская троица, 2400м
5 день.
Джвари-Мцхета- Шио мгвиме монастырь – Светицховели храм
Новый день и новые впечатления. На вершине горы над древней столицей королевства Иберия городом Мцхета, где сливаются реки Куры и Арагви, возвышается Монастырь Джвари - первый памятник Грузии, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из лучших шедевров средневековой грузинской архитектуры. Джвари переводится с грузинского как монастырь Креста. Еще в начале IV века на пике горы святая Нина, принесшая в Иберию христианство, воздвигла деревянный крест над языческим храмом. По преданию, крест сей творил настоящие чудеса, привлекая паломников со всего Кавказа. Два столетия спустя на его месте возвели церковь в форме тетраконха - вписанный в квадрат крест с полукруглыми абсидами на концах, получившим распространение в Грузии.
Далее у нас по плану посещение Мцхета, древней столицы Грузии, а так же  его самого известного храма — Светицховели, который еще называют второй Иерусалим. До Мцхеты курсируют маршрутки с Тибилиси со станции Дидубе (направление Мцхета/Джвари). Находясь на вершине горы, где расположен монастырь Святого Креста, можно на долгое время замереть, наслаждаясь красивым видом на древний город с его храмом, который расположен в центре. Сам монастырь — визитная карточкой самой Грузии. Он давно стал застывшем образом со старых открыток, которые были посвящены этой Кавказкой стране. Внутри монастыря не передаваемая благодать.
Мцхета (Второй Иерусалим) – древнейший, очень красивый город, в котором очень много старинных церквей.
Мцхета — древняя столица Грузии

Шио-Мгвимский монастырь
 Кафедральный собор «Светицховели» (XI в) – святое место для каждого православного.  В священной долине, где сливаются реки Кура и Арагви, в исторической столице царства Иберии - Мцхета (20 км от Тбилиси), находится древнейший православный собор Светицховели, тысячелетие являющийся главным собором и духовным символом Грузии, в котором проводились коронации и захоронения царей. Светицховели занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое большое здание из сохранившихся исторических памятников Грузии. Собор Светицховели открыт ежедневно с 08.00 до 19.00. Вход бесплатный. Добраться можно маршруткой с автовокзала Дидубе в Тбилиси (около 30 мин.)
Посещая Собор Светицховели, мы застали обряд венчания, красивые старинные традиции среди молодежи в почете. Одной из особенностей является то, что колокола вынесены за пределы храма, колокольня расположена на дворе. Звон слышен по всему городу…
Кафедральный собор Светицховели в древнем городе Мцхете

Мцхета
Далее Леван пригласил нас к себе в гости в Сагурамо, нас ожидало настоящее грузинское застолье, вино лилось рекой и нескончаемые, очень интересные тосты. Леван как тамада, говорил тосты сам и только если он позволит, может сказать и кто-то из присутствующих.
Нам всем хотелось, чтобы этот праздник души длился долго-долго.
Леван преподнес нам 5 литров красного грузинского вина и мы ещё раз проехались по ночному Тбилиси, посетили парк атракционов Бомбора, фуникулер на гору Мтацминда с панорамой ночного города.
Фуникулер является одной из главных достопримечательностей Тбилиси. Строительство его началось в 1903 и закончилось в 1905. На верху на горе Мтацминда расположено несколько ресторанов с красивым видом. В ночное время здание ресторанов в цветной подсветке, а телебашня сверкает огнями как Эйфелева башня :)))
Мы прощаемся с Тбилиси и едим в Батуми. Друг Левана Мамука на машине везет нас к морю. Хорошо, что Макс всегда держит ситуацию под контролем, всю ночную поездку развлекал Мамуку, чтоб тот не уснул за рулем.

6 день. Батуми
Доехали хорошо, я так устала после экскурсии и застолья с вином у Левана, что вырубилась моментально и почти всю дорогу 6 часов проспала. Мы могли и доехать быстрее, даже за 4 часа, но просили Мамуку не гнать, мы никуда не спешим, тем более ночью! Нино нас встретила, поселились в квартире в новой высотке 5 мин от моря и спали до 12, а потом на пляж))
Для Батуми нужно было всем цельные купальники брать после хачапури и хинкали. Чтобы посмотреть набережную мы взяли велики и все объехали. Мешали пешеходы и пальмы, но я справилась! Красивый шоколадный загар, плохо только то, что галька, а море супер! Вода отличная! Жара около 30 и больше, спасает море))
Батуми — грузинский Лас-Вегас
Батуми находится на юге Грузии, на берегу Черного моря, совсем недалеко от границы с Турцией. Климат здесь субтропический и купальный сезон длится с мая по октябрь. Население — 180 000 человек. Набережная с пальмами, велодорожками, фонтанами и скульптурами. На каждому -  площадка для мини-футбола, теннисный корт, тренажеры, детский комплекс, бамбуковая роща. В Батуми нет платных пляжей, достаточно чисто. Цены на услуги и еду здесь приемлемы.
Корпорация «МакДональдс» построила здесь самый красивый в мире ресторан своей сети.
Жизнь в Батуми в основном для туристов проходит на набережной, а порт небольшой. Днем - пляж, а вечером прогулки по 12-ти км променаде, велики, поющие и танцующие фонтаны, канатная дорога и посиделки у моря на камнях с грузинским пивком.
Батуми прекрасный город во многом благодаря грузинам. Они очень дружелюбны и стараются хоть что-то для вас сделать. Улыбнувшись грузинам, практически всегда получаешь искреннюю улыбку в ответ. Все постоянно спрашивали: -чем Вам помочь? Может есть какая то проблема? Фишка Грузии в невероятной гостеприимности грузин. Меня никогда и нигде вообще ТАК не встречали в гостях. Самим грузинам приятно помогать тебе во всем. И от этой их искренности к ним очень приятно обращаться с просьбами. Заведомо знаешь, что тебе не откажут, что тебя воспринимают как хорошего друга. Вобщем, я такого еще ни в одной стране мира не чувствовала.
Лазерное шоу - танцующие фонтаны. Это незабываемое шоу, от которого просто невозможно оторвать глаз (разноцветная струя воды поднимается к небу под звуки музыки). А так же вечером мы увидели Батумскую гигантскую металлическую любовь!!! Али и Нино медленно двигаются навстречу друг другу, меняя положение каждые 10 минут, до тех пор, пока не встретятся, и не сольются в одно целое. После этого начинается обратный процесс, а затем все снова (в процессе они постоянно меняют цвет).
Площадь Пьяцца
Одно из самых красивых мест в Батуми, которое, как можно догадаться по названию, сильно напоминает итальянские площади, что немного странно увидеть в Грузии. Но в Батуми, когда дело касается архитектуры, похоже, что подходит все! Площадь занимает около 5700 кв. м и окружена комплексом с одноименным названием, который включает отель, рестораны, паб и кафе. В архитектуре уникально использована мозаика и витражи. Живая музыка звучит здесь ежедневно в кафе La Brioche, на площади проходят концерты приезжих знаменитостей. Здесь были Пласидо Доминго, Стинг, Мэйси Грей и Тамара Гвердцители.
Батумский фуникулер (ул Чачвадзе) 5 лари поездка в обе стороны. Кабинка едет со скоростью 5 метров в секунду, проходит около 2.5 тысяч метров и поднимается на высоту 250 метров над уровнем моря. Канатка обслуживает 500 пассажиров в час На длине в 2600 метров работают 8 гондол, однако расчитана дорога на 22 гондолы. Строительство канатной зоны началось с апреля 2012 года, строительные работы проводила австрийская компания "Doppelmayr", которая полностью курировала покупку и монтаж канатных установок. Батумская канатная дорога принадлежит компании "Хесток - Батуми", которая вложила в этот проект инвестицию в 23 миллиона лари.
Ехать в кабинке было даже немного страшно — под нами проходила железная дорога и автомагистраль, которые из-за нашей высоты казались почти игрушечными; потом виднелись частные домики, горы и зеленые заросли. Вот мы и приехали наверх, на смотровую площадку. Тут есть несколько кафе, но главное — невероятная панорама города Батуми и его окрестностей! Так как приехали мы уже почти на закате, то застали и вид ночного города с его знаменитой подсветкой. Подъемник работает каждый день с 10 до 22 часов, поэтому у вас будет шанс увидеть город как залитым солнечным светом, так и переливающимся в разноцветных огнях вечерней подсветки.

7 день. Батуми
День начался с того, что мы решили прогуляться по Старому Батуми. Здесь царит дух прошлых столетий, пьянит аромат свежезаваренного кофе в маленьких кафе. Старый город отличается разнообразием архитектурных изысков: здания украшены химерами, русалками, атлантами и другими мифическими существами. Для современной архитектуры Батуми характерно сочетание европейского и азиатского стилей, разнообразие архитектурных форм. В городе можно встретить здания с элементами грузинской, турецкой, русской, английской и французской архитектуры.  За романтичной картиной отплытия кораблей из гавани мы понаблюдаем с набережной Батуми. Одна из главных достопримечательностей Батуми – бульвар. Это своеобразная визитная карточка города, его лицо и гордость. Батумский бульвар - любимое место прогулок и отдыха для каждого батумца. Сюда приглашают гостей, здесь назначаются встречи, обмениваются новостями. Колоннады бульвара стали даже символом самого города. История бульвара одна из страниц истории Батуми, и эта страница раскроется перед вами…

Набережная в Батуми

Ali & Nino

Фотоссесия по Батуми закончена, можно просто валяться на пляже и наслаждаться Морем)) оно тут чудесное, что не скажешь про каменный пляж((…Грузия стала родной!))

8 день.
Гадасаревиа – так хорошо, что с ума сойти можно!
Сегодня с самого утра до 18.30 вечера были на пляже - лежак у самого моря поставила так, чтоб чувствовать бриз)) такое чудесное море, не могла оторваться и кинула монетку. Я уже начинаю немного понимать грузинский, отдельные фразы и в следующий раз буду общаться с местными на их языке, хотя все отлично знают русский. Рюкзак собран, в 4 утра выезжаем! В качестве сувенира везу вкусный грузинский шоколад «Барамбо».
Жаль, что все хорошее очень быстро заканчивается......Это было незабываемо! Грузия - прекрасная страна, люди там нереально гостеприимные, добрые, отзывчивые... У меня просто нет слов, чтобы выразить свою благодарность всем тем, кто встретился нам во время нашего недельного путешествия! Особое спасибо за необыкновенные впечатления и за теплый прием Левану и Аллочке, водителю - виртуозу Мамуке за легкую дорогу в Батуми! Я надеюсь, что скоро мы встретимся снова!

Интересные факты о Грузии
1. В некоторых регионах Грузии сохранилась традиция красть невест. Только делается это по обоюдному желанию невесты и жениха.
2. Грузия и Испания назывались раньше одинаково, Иберия. А язык басков (народа, проживающего в Испании) очень похож на грузинский.
3. Грузия по грузинский будет звучать: Сакартвело. именно так называют свою страну грузины. Происходит это слово от названия народа, который проживал на территории нынешней Грузии - картвелы.
4. Русское слово «Грузия» - от персидско-арабского «Гурджистан».
5. Тбилиси 400 лет был Арабским городом-государством, и назывался «Тбилисский Эмират»
6. В грузинском языке нет как такового ударения, только на определенном слоге повышается тон. Также в грузинском нет заглавных букв, отсутствует мужской и женский род (он определяется по контексту).
7. В грузинском языке есть слово, в котором идут 8 согласных подряд: გვფრცქვნის (гвпртсквнис). А в известном грузинском произведении "Витязь в тигровой шкуре" используется слово с 11 согласными подряд - ვეფხვთმბრდღვნელი и звучит как - вефхвтмбрдгвнели.
8. Певица из Грузии Кети Мелуа в 2006 году стала самой продаваемой певицей Великобритании и Европы.  А 2 октября 2006, Мелуа вошла в Книгу рекордов Гиннеса за исполнение самого глубоководного концерта — 303 метра ниже уровня моря на Платформе Troll A компании Statoil в Северном море.
9. Блюдо «цыплёнок табака» никак не связано с табаком. Дело в том, что это исковерканное название, тогда как правильное — «цыплёнок тапака», произошедшее от специальной грузинской сковороды под названием «тапака».
10. В Грузии родился и вырос Маяковский.
11. В 1976 году американское космическое агентство NASA отправило в космос грузинскую песню «Чакруло» как образец музыкальных способностей человечества.
12. Самыми знаменитыми, брачными аферистами в Европе, были представители грузинской семьи Мдивани, среди жертв оказались такие знаменитости как актриса Паола Негри, Барбара Хьютон,  друг Сальвадора Дали Хосе Мариа Серт, американская актриса Меи Мюрей и сын Артура Конан Доилья, Денис.
13.  Школьники в Тбилиси начинают учиться в конце сентября, примерно с 17-21 числа. Именно к этому времени спадает изнуряющая жара. Конкретная дата определяется каждый  год, примерно за две недели.
14. Перед тем, как произнесете грузинское слово, убедитесь в правильности его звучания. Ведь можно оказаться в смешной ситуации, когда один неправильный звук кардинально меняет значение слова.
15.  В грузинском языке для называния чисел используется двадцатеричная система. Чтобы произнести число между 20 и 100, надо разбить его на двадцатки и назвать их число и остаток. Например: 33 - двадцать-тринадцать, а 78 - три-двадцать-восемнадцать.
16. Еще в грузинском языке мама это «дэда», папа – «мама», бабушка - «бебуа»? а дедушка – «бабуа». Представляете такую картину: маленький ребенок бежит к мужчине и кричит: «Мама!». Невероятно, но факт =)
Тифлис-старое название Тбилиси. За все время своего существования этот город разрушался 40 раз и столько же возрождался. Может быть именно благодаря этому люди здесь такие дружелюбные, гостеприимные и веселые, а может всему виной название города-Тбилиси (что в переводе значит теплый) и именно этой теплоты здесь очень много. Город, приезжая в который не нужно заморачиваться по поводу того сколько в кармане денег, потому, что жителям абсолютно не важно миллионер ты или бюджетный путешественник, в любом случае ожидает грандиозное застолье, море вина и масса хороших впечатлений. В Тбилиси по сей день не принято запирать на ночь дома и машины. Пожалуй, только в Грузии остались такие уникальные постройки, дома о которых можно снимать фильмы. Все в квартирах коренных жителей говорит о прежних временах: старинные картины, фотографии и музыкальные инструменты.
Хотя, что касается архитектуры города, то можно посмотреть влево и увидеть древнюю Грузию и тут же повернувшись вправо попасть в центр современных построек и технологий. Единственный город с таким архитектурным беспорядком и смешанностью стилей.